Письма из Венеции: Уильям Тёрнер
(часть 4)


Каллиграфия, истории, фотографии в Венеции, путевые заметки: Александра Стельмашонок
Натюрмортная съемка: Александра Левшова

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (23 апреля 1775— 19 декабря 1851) — британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист. Предтеча французских импрессионистов.

Почему Тёрнер?

Я по уши влюбилась в Уильяма Тёрнера, когда впервые увидела его пейзаж со Стоунхенджем. Эти камни обычно изображали монументально и как-то мистически, а у Тёрнера они дышат. Для меня всё его творчество соткано из света и воздуха, пейзажи такие лёгкие и невесомые, что в них невозможно не влюбиться. Когда на них смотришь, буквально ощущаешь запах воздуха, который льется с полотен.

Венеция занимает значительное место в творчестве Тёрнера. Согласно мнению некоторых искусствоведов, именно этот город обогатил творчество художника приёмами и качественно новым пониманием и чувствованием цвета и света.

Каллиграфическая история

Материалы

  • Бумага ручной работы Greenpaperlab (Москва)
  • Золотая тушь Calligraphica Crystals розовое золото (Санкт-Петербург)

Вдохновение

Цвет туши – это заходящее солнце, цвет лиричного, поэтического времени дня, в котором всегда кроется какая-то история. Для меня это и есть настроение работ Уильяма Тёрнера, поэтому каллиграфическую историю я рассказала в тонах заходящего солнца.

Конверт

Уильям Тёрнер в каллиграфической истории
Фотограф — Александра Левшова, 2017
Уильям Тёрнер в каллиграфической истории
Моя путевая фотография в Венеции

На конверте значится адрес: Ca’ da Mosto 30100 Venezia. Разумеется, он не случаен. Ка’ да Мосто, построенный предположительно в  XIII веке, был одним из домов, где Уильям Тёрнер останавливался во время своего пребывания в Венеции.

Моя путевая фотография сделана не напротив самого здания, но недалеко от него. К сожалению, во время нашего визита здание было на реконструкции, поэтому пришлось ходить кругами и искать место, от которого появится какое-то особое чувство. А мост, под которым вместе с каналом течёт солнечный свет, — это отличное место для съемки.

Маленькая карточка

Уильям Тёрнер в каллиграфической истории
Фотограф — Александра Левшова, 2017

The Moon is up, and yet it is not Night –
Sunset divides the sky with her – a sea
Of glory streams along the Alpine height
Of blue Friuli’s mountains.

По легенде, опубликованной в 2003 году на официальном сайте британсокой галереи Tate, эти строки принадлежат перу самого Уильяма Тёрнера, и написаны они во время его пребывания в Венеции. Согласно некоторым источникам, Тёрнер страдал от дислексии, и некоторые сомневаются, что это его стихи. Однако всё в той же галерее Tate есть несколько дневников, написанных Тёрнером, так что есть все основания надеяться, авторство стихотворных строк со временем установят.

Открытка

Уильям Тёрнер, Венеция

Венецианский цикл работ Тёрнера очень велик: в нем и потрясающие законченные полотна, и бесподобные наброски. Изображение острова Сан-Джорджо Маджоре в лучах заходящего солнца особенно тронуло меня. Поэтому в каллиграфическую историю вошла его монохромная интерпретация, которую удалось сфотографировать рядом с источником вдохновения для великого мастера.

Уильям Тёрнер в каллиграфической истории
Фотограф — Александра Левшова, 2017

Сам набросок Уильям Тёрнер сделал из окна гостиницы Европа. Чтобы сделать фотографию, нам пришлось несколько раз проплыть на речном трамвайчике по каналу Джудекка. Дул сильный ветер, карточку постоянно выворачивало, и она едва ли не выскальзывала у меня из рук. На нее летели брызги от вапоретто, но в конце концов все кончилось хорошо.

 

Уильям Тёрнер в каллиграфической истории
Моя путевая фотография в Венеции

Большая карточка

Now the scene shifts to Venice – to a square
Glittering with light, all nations masking there,
With light reflected on the tremulous tide,
Where gondolas in gay confusion glide,
Answering the jest, the song on every side

На ней запечатлены  строки из сборника «Human Life» 1819 года английского поэта Сэмюэля Роджерса, который также не раз посвящал Италии плоды своего творчества. Эти строки примечательны тем, Уильям Тёрнер подчеркнул их карандашом в своем сборнике «Поэмы» 1827 годя издания. И, конечно же, тем, что одной из иллюстраций к этому сборнику послужил рисунок Тёрнера:

Уильям Тёрнер, Венеция, мост Риальто в лунном свете
Мост Риальто в лунном свете

Композиция этой иллюстрации напоминает гравюру Тёрнера «Мост вздохов», которую он делал для книги «Жизнь и творчество Байрона», опубликованной в 1832 году.

Гравюра «Мост вздохов»

Каллиграфия на ткани

Этот элемент – завершающие слова истории. «The Sun is God», «Солнце — это Бог», — говорит на смертном одре Уильям Тёрнер. Для меня эти слова – его творческая философия и квинтэссенция его работ.

Если развивать тему света и цвета, то остров Мурано как солнечный зайчик: яркий, сияющий, разноцветный. Поэтому моя фотографическая путевая заметка была сделана именно там, в лучах заходящего солнца, когда весь мир окрашивается в персиковые оттенки, столь любимые мною в  работах Тёрнера.

Уильям Тёрнер в каллиграфической истории
Фотограф — Александра Левшова, 2017

Натюрмортная съемка

Это любимый натюрморт и для меня, и для фотографа Александры Левшовой. Он был самым сложным и драматичным. У одной моей доброй приятельницы живут дома настоящие виноградные улитки. Когда я готовила коллекцию Тёрнера, почему-то мне видились лучи заходящего солнца в саду, полном жизни. У нас с Сашей уже был опыт съемки каллиграфии с живым кроликом, но поскольку эта модель постоянно норовила сожрать мои работы, в этот раз мы решили найти кого-то поспокойнее. Кроме того, я хотела найти кого-то, кто ассоциируется с садом. Кто как не улитки лучше всего подходят на эту роль!

Уильям Тёрнер в каллиграфической истории
Фотограф — Александра Левшова, 2017

Но с улитками работать очень сложно: во-первых, они не переносят химии и могут умереть, если их взять в руки, предварительно намазавшись кремом. Поэтому все персики предварительно мылись, поверхности протирались и вообще мы старались соблюдать повышенный уровень чистоты и предосторожности при работе с ними. Во-вторых, они быстрые. Сначала они немного стесняются, несмело выпускают рожки, но потом, они как разгонятся! Причем персики задерживали их совсем ненадолго, оказалось, это очень образованные улитки: пищу физическую они презрели и направились прямиком к каллиграфии. Нам постоянно приходилось их оттаскивать. Наверное, в этой съемке у нас было больше всего кадров: спасибо большое Саше за терпение и внимание к моделям! И в-третьих, персики невероятно пахли, заполняя своим ароматом весь зал. Мы не были уверены, как быстро улитки будут их есть, поэтому нарезали полтора килограмма, и это было прекрасно, но сосредоточиться очень тяжело, когда натюрморт так вкусно пахнет и зовет съесть его.

Продолжение следует)

О концепции и предыстории проекта можно прочитать здесь.

Оригинальную вёрстку можно посмотреть здесь.

В серию входят истории:

Скоро на сайте — Эрнест Хемингуэй, Эрика Йонг и еще одна бонусная история

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *