Письма из Венеции: Анри де Ренье
(часть 7)


Каллиграфия, истории, фотографии в Венеции, путевые заметки: Александра Стельмашонок
Натюрмортная съемка: Александра Левшова

Анри Франсуа Жозеф де Ренье (28 декабря 1864 — 23 мая 1936) — французский поэт и писатель, член Французской академии.

Я просто не смогла пройти мимо французского поэта-символиста, развивавшего стилистику «галантного» XVII века и вдохновлявшего Иосифа Бродского, которого всегда вспоминают в связи с Венецией. И я, конечно же, вспомнила. Но Венеция Бродского, по моим личным ощущениям, была слишком пропитана личным драматизмом, и мне было бы морально тяжело развивать такую историю. Поэтому я искала других персонажей. О Бродском всегда говорят, что он любил Венецию зимой. Но еще до Иосифа город, объятый самым холодным временем года, очаровывал Анри де Ренье.

Бродский писал о Ренье: «…я весьма носился с двумя романами Анри де Ренье, незадолго до того прочитанными; в обоих дело происходило в Венеции, зимой; и я говорил только о Венеции. …их фактура и меланхолия, столь знакомые мне по родному городу».

Каллиграфическая история

 Материалы

  • Бумага ручной работы Greenpaperlab (Москва)
  • Синяя перламутровая тушь Iridescent Dr. Ph. Martin’s (Америка-Рига-Минск)

Вдохновение

Источником вдохновения послужило переплетение образов: зимняя Венеция, холодный блеск синевы. И еще образ птиц. Когда имеешь дело с поэтом-символистом, то ничего нельзя пропускать мимо ушей, а птицы – это очень интересный символ для Венеции. Но обо всём по порядку.

Стихотворение

Все началось со стихотворения и небольшого примечания в конце. Обычно примечания либо не читают, либо забывают прочитать, но зачастую там кроются удивительные секреты! Венецию наполняют звуки шелеста волн, которые Анри де Ренье сравнивает с пением птиц. А птиц в Венеции много. На площади Сан Марко голуби являются неотъемлемой частью пейзажа. И в Венеции это далеко не простые птицы.

Согласно одной из легенд, голубиная почта, а точнее переданные с ее помощью секретные сведения, позволила венецианцам вернуть себе остров Крит. С тех пор городские власти обязались заботиться о неприкосновенности голубей. Раньше в Венеции за нанесение вреда голубям полагалось жестокое наказание, вплоть до смертной казни. Кормить и защищать голубей – это были обязанности правителей Венецианской республики. В городском бюджете это было предусмотрено и на содержание голубей выделялись деньги.

Однако зимой 2008 года, когда разразилась эпидемия птичьего гриппа, власти запретили кормить голубей на главной площади города. Запрет действует и поныне уже по санитарно-гигиеническим соображениям.

Конверт

Когда я рисовала конверт, мне казалось, что получится так красиво и символично, если я сфотографирую его на площади Святого Марка среди разлетающихся голубей. Но как же это было далеко от реальности!

Препятствие номер 1: я не могу приманить голубей, потому что их кормить запрещено. Кто-то, конечно, игнорирует этот запрет, но мне совесть не позволяла это сделать. Препятствие номер 2: огромное количество людей с самого утра, и сделать снимок так, чтобы в кадр никто не попал, просто невозможно. Препятствие номер 3: голуби совершенно наглым образом расхаживали рядом со мной и наотрез отказывались разлетаться. В результате они у меня не разлетаются из конверта, а чинно выходят с рисунка. Градус сюрреализма несколько спал, но всё равно приятно.

Кстати, у меня была еще одна идея по съемке работ в Венеции: я хотела сделать их настоящими полароидными снимками, но с учетом всех составляющих: люди, ветер, непослушные голуби – эта идея закончилась на первом же карточке с площади Святого Марка.

Коллекция

Вся каллиграфическая история взаимосвязана: из конверта вылетают голуби и строки, обрывки враз и смыслов, которые переплетаются и создают образ сложного, интересного города-лабиринта.

Натюрмортная съемка

Еще один театральный костюм сделал нам драпировку. Мы с Сашей пошли здесь метафорическим путём: птичьи перья, каллиграфические перья и парящая в воздухе карточка. Нет-нет, это не стекло, хотя так мы с Сашей уже творили левитирующую каллиграфию. На этот раз Саша использовала маленькие кубики из оргстекла: они располагались прямо по центру, так что с краев кажется, что бумага летает в воздухе. И, конечно, нам здесь очень помогло то, что сама бумага была очень плотная, почти как картон, так что она не согнулась под тяжестью выпавших на ее долю испытаний.

Продолжение следует)

О концепции и предыстории проекта можно прочитать здесь.

Оригинальную вёрстку можно посмотреть здесь.

В серию входят истории:

Скоро на сайте — Эрнест Хемингуэй, Эрика Йонг и еще одна бонусная история

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *